Архив за Июль 2013

Проложен маршрут тувинской Коры

DSCN4351Сегодня, по предложению команды “7 вершин мира – Тува”,  проложен маршрут Коры вокруг горы Хайыракан в Улуг-Хемском районе. Если Тува – сердце Азии, то гора Хайыракан – сердце Тувы. Она находится почти в самом центре  республики, у автотрассы Кызыл – Тээли.  Гора Хайыракан с издревле мифическая, у  подножье ее побывал  и встречался с буддистами Его Святейшество Далай-лама ХIV 21-го  сентября1992 г. Это гора имеет все основания, чтобы паломники делали Кору вокруг нее. Новый маршрут проложили Маадыр Ховалыг, глава администрации Улуг-Хемского района Мерген Анай-оол, Марианна Кыргыс, фотограф Май-оол Чооду и Тигран Монгуш. Никто не ожидал, что маршрут будет очень интересным и достаточно сложным. То подъемы на холмы, то спуски, то встречаются глубокие ущелья, то песчаные барханы.  Песчаное  место назвали “Сальто”, руководитель команды М.Ховалыг там выполнил сальто вперед с разбега. Встречался и степь, известковый карьер, стойбище чабанов, недлинный  последний подъем, узкая тропа над ущельем и трудный спуск по крутому кулуару.  Маршрут  маркирован. Первопроходцы будущей тувинской Коры прикинули, что длина маршрута около 15 км, а время прохождения около 5-6 часов. Собранные материалы и информации будут сейчас анализированы для дальнейшего продвижения нового проекта как для буддистов, так и для путешественников.

Сальто во время Коры

Три дня вместе с тибетцами

Продолжение. Начало 8.07.1023 г.

Наши колхозники в Тибете

DSCN3794После того, как наши молитвенные флажки колыхали по свежему ветру на Долма-Ла, мы налили себе горячего чая и кофе из наших альпинистских металлических термосов. Смотрим: по снегу к нам приближается однорукий мужчина с простиранием, рядом многие тибетцы сгруппировались и пили чай с китайских термосов, ели цампо. Я внимательно оглянулся вокруг и понял, что здесь, как будто, собрались тувинцы-колхозники середины 50-х годов прошлого века. 60 лет назад, в моем детстве тувинцы были такими: темнолицыми, с тонкой кожей на лице, сухощавыми. Они всегда были трезвенниками, любым делом занимались не спеша, сидя на голой земле накрест ногами, кругом обсуждали насущные дела. Мне казались, что многие лица знакомые. Вот одна женщина средних лет напомнил мне родную сестру моей матери Серенму, а тот мужчина с бронзовым лицом был похож на дядю матери Депена. Среди них рассматривал наши молитвенные флажки председатель или секретарь парткома колхоза имени Калинина или Кирова. У него на голове была неизменная шляпа, под черной кожаной курткой — белая рубашка, на ногах яловые сапоги. В одной руке сумка, похожая на портфель, а в другой бамбуковая палка с изогнутым концом. И ходил он, не спеша, с расставленными вширь ногами. Вот это да! Может время повернулась вспять? Тува 60-летней давности переместилась в Тибет двадцать первого века. Известно, что в Спирали Времени бывают временами пробои, прошедшее время переплетается с настоящим. Вот вижу доярок, птичниц, свинарку, тракториста с прицепщиком, полевого бригадира. Темные лица их радостно светились как полная луна, они свято верили, что их ждет впереди светлое будущее.

Святыни на Долма-Ла

DSCN3772 - копияПри свете дня я, по привычке, стал разглядывать моих спутников-тибетцев. Помню, с тех лет, когда я научился читать без запинки, меня интересовали книги о людях, которым нет преград на свете. Потому с детских лет у меня было заложено уважение к жизненным и литературным героям, преодолевающие трудности природы. Сперва, как турист, а потом как альпинист на самую высокую ступеньку пьедестала ставлю тех, кто может подняться на самые высокие и трудные горы. Вообще-то, самым трудным местом любой страны являются – горы. Их высочайшие горы. Если взять нашу Туву, то число тех, кто побывал на вершине Монгун-Тайги вряд ли дойдет до сотни человек. Это потому, что высокая гора требует от любого человека всех его качеств: воли, силы, ловкости, выносливости, любви к своей родной стороне и кругозора его знаний. Так вот, тибетцы, с которыми я делаю Кору, оказались, непревзойденными горовосходителями! Меня обгоняли старухи с заплетенными надвое длинными косами, как наши бабушки; мужчины разных возрастов в меховых длинных шубах, молодые женщины с детьми на спинах, или рядом с ними; молодые парни, девушки в европейской одежде. Многие шли, освободив один или два рукава шуб, точно так, как наши бабки поступали, когда жарили ячмень на огне в котле. Мне казалось, что они только что переступили порог жарко натопленной юрты на чистый воздух. Многие несли на спинах мешки, сумки на руках.

Штурм Долма-Ла

КаDSCN3713йлас преподнес нам еще одну загадку. Я шел, не отдыхая 4 часа. Это был мой собственный рекорд. Не было в моей жизни такого случая. Также шли без отдыха Марианна и Цечен, впереди меня. Обычно в путешествиях принято один час –ходьба, десять минут — отдых. Насколько помню, самое большое без отдыха, даже без груза за спиной я шел не более двух часов. А сейчас все это все из-за сильной энергетики, которая подпитывала нас священный Кайлас, заключил я. Да, вспомнил, мы ехали в джипах в день не менее 6 часов, бывало и по 8 часов. Удивительное дело – мы не уставали, наши конечности не ныли, как всегда. Мы заключили, что это воздействие сильной энергетики Тибета.

Кайлас – Сумбер-Уула

DSCN3631Вот такое красотище наши предки видели еще век-два назад – подумал я, прицеливаясь в объектив. Эту красоту видел, надо полагать, прадед — отец моей дедушки по линии отца, который учился в Лхасе в одной из монастырей: Джоканг, Дрепунг, Сэра, Ганден или Самье. Про него я узнал всего лишь месяц назад перед поездкой в Непал и в Тибет в прошлом году. Генеалогическую ветвь по линии матери я знал, прадед участвовал в восстании на Хемчике «алдан дургун» —«шестьдесят беглецов». Так прозвали феодалы это освободительное восстание, чтобы нарочно приуменьшить его значение. Я гордился родом своим, мы ведь – бунтари, как Робин Гуд, Пугачев или Разин. Родословную по линии отца я мало что знал, вернее, сильно-то не интересовался. На то была причина. Как-то родная сестра отца, единственная из живых, сказала о том, в нашем роде были люди с большими знаниями – ламы, то я навсегда потерял интерес. Мне даже было стыдно, что я, может быть, правнук какой-то ламы – представителя класса угнетателей, грабителя простого народа. Это он, возможно, стоял на той стороне баррикады, где храбро сражался дед моей матери. Религия – опиум для народа, этот штамп крепко сидел в головах моего поколения. Самую крепкую подпитку о вреде лам мы принимали из школьной программы по родной литературе. Мы должны были наизусть знать строки одного из поэм писателя второго поколения, о жадной ламе. Он ходил по юртам одурманивал аратов и в один из ночей крадет пшенную кашу из кувшина, на этом он прогорает. Из школьной парты мы цементировались атеистами, материалистами, свято верили только коммунистическим идеалам. Перед поездкой эверестской экспедиции один из видных буддистов республики, руководитель объединения буддистов Тувы Буян-башкы при одной из встреч сказал, что неспроста мы идем в Тибет, туда, где учились наши предки, потому, возможно, среди них были и наши прямые предки. «Дух предков позвал наших альпинистов в Тибет», — закончил он свою краткую речь. Услышав такие слова, я заинтересовался у оставшихся в живых моих родственников о нашей родословной по линии отца. Их ответ меня ошеломил – мой прямой прадед Ховалыг Шыырап учился в Лхасе 25 лет, получил ученую степень доктора буддийской философии. И, вот – один из прадедов – буддист. Чувством гордости наполнилось мое сердце, которая к этому времени навсегда оставила позади бывшие коммунистические идеалы. Через несколько дней Марианна сообщает мне, что ее прадед по линии матери Узун-Хелин учился в Лхасе 15 лет. Вот это да! Как в воду глядел Буян-башкы, что нас позвал в Тибет духи наших предков.

Три дня вместе с тибетцами

Продолжение. Начало 08.07.2013 г.

Наши знания  о Кайласе

УщDSCN3578елье сузилось. На обоих берегах реки Ла Чу почти вертикально в небо вытянулись цельные темные скалы. «Это, наверное, и есть «зеркала» Эрнста Мулдашева — подумал я, смутно вспомнив когда-то прочитанные мною его книги. Если кто-то окажется в фокусе этих грандиозных каменных зеркал, высотой до 800 метров, то человек может перейти в параллельный мир. В результате, проведенных им четырех экспедиций по изучению Кайласа, профессор Мулдашев – глазной врач, мастер спорта по туризму, предполагает, что Кайлас внутри полая и там, в состоянии сомати находятся атланты и лемурийцы. В случае всепланетарной катастрофы, если человечество исчезнет, то атланты и лемурийцы проснуться от глубочайшего сна, чтобы продолжить человеческую цивилизацию. Он утверждает, что Кайлас – это рукотворная пирамида, точно так же как и другие пирамиды, размером меньше, вокруг священной горы. Здесь и «Долина смерти», «Долина Богов», ускорение и замедление Времени. Еще один исследователь Тибета, тоже врач, но хирург и спасатель Александр Редько в своей книге «Тибетский гамбит» описывает такой случай. Его экспедиция получила разрешение на Внутреннюю Кору, но лама в монастыре дал согласие только ему следовать за ним. Далее происходят неправдоподобные вещи и с ним и ламой. Об этом рассказывать не буду. Он пробыл с ламой 17 суток, по его часам. Оброс бородой, ногти выросли. Когда вернулся к своим, те удивились: «А что, вы, на гору не пошли?» По их часам прошло всего лишь 12 часов. Оказывается, на Внешней горе Время замедляется, а на Внутренней —ускоряется. В 2010 году в лагере 4200 на Мак-Кинли, на Аляске мы познакомились с известным украинским альпинистом Сергеем Ковалевым – мастером спорта международного класса. А в прошлом году с ним встретились на Эвересте со стороны Тибета. Так вот, Сергей Ковалев повел одну группу вокруг Кайласа. Когда они совершили Внешнюю Кору, то у всех членов группы часы замедлились на 20 минут, рассказывает он на сайте. Но время может замедлиться и в… Туве. Со мной произошел такой загадочный случай.

Три дня вместе с тибетцами

Продолжение. Начало 08.07.2013 г.

Кора началась

Кора21 мая наша группа из шести россиян сели в небольшой автобус и направились на запад Дарчена. Душа наша ликовала! Сейчас-то нас китайские власти не повернут назад. Кора вокруг Кайласа будет осуществлена! Через полчаса автобус тормознул, мы вышли и оказались в толпе сотнях людей. Стоял шум и гам. Около одинокого здания стояли несколько автобусов. Гид Наванг объяснил, что отсюда начинается Внешняя Кора, пеший обход вокруг Кайласа. Протяженность маршрута 53 км и это надо пройти за три дня. Начался дележ нашего груза: рюкзаков, сумок среди носильщиков – портеров. Такса была такая: за перенос 10 килограммового груза оплата 450 юаней, за использование яков и лошадей еще больше. Старший из носильщиков, худой мужчина неопределенного возраста, положил на наши грузы камешки, а портеры находили своих камней. Наш рюкзак достался тоненькой молодой девушке в ковбойской шляпе. В душе я хотел бы, чтобы он достался одному из мужчин. Но, что поделаешь, у них это работа. Девушку звали Цечен, она легко перекинула рюкзак наш весом около пуда за спину и ждала команду. И вот мы, сотни полтораста или двести человек двинулись по широкому ущелью. Ее называют Дарпоче или Большой флагшток. Через несколько минут по правую руку мы увидели большой флагшток на котором развевались сотни, тысячи молитвенных флажков. Мы из Тувы везли молитвенные флажки – «хей-аът тугу». При переходе через мост «Дружбы» между Непалом и Тибетом мы здорово волновались за эти драгоценные наши молитвенные флажки, как бы их не обнаружили китайские пограничники и не отобрали. К нашему счастью, когда проверяли наши рюкзаки, то они не дошли до них. Сейчас мы со сложенными ладонями впереди поклонились Кайласу: «Ом-мани-педме-хум!» и несколько десятков флажков мы повесили здесь. На самом начале Коры, где видно с запада Кайлас, надо обязательно развесить флажки. А то, чего доброго, священная гора может обидеться, что мы его не уважаем и будут перед нами непредвиденные проблемы.

Сергей Шойгу на своей Большой родине

ШойгуСегодня утром Министр обороны России, наш прославленный земляк Сергей Шойгу присутствовал на открытии национальной борьбы “хуреш”, посвященной празднику животноводов – Наадым – 2013. На стадионе “Хуреш” он выступил с приветственной речью. В частности, он сказал:”Наши животноводы, чабаны во время Великой Отечественной войны отправляли в помощь на фронт десятки тысяч поголовья скота. Тувинский добровольческий кавалерийский эскадрон состоял из аратов-скотоводов. Потому, мы с большой почестью  празднуем труд животновода…”

танцыПраздник Наадым начался сегодня в республике. В муздрамтеатре состоится торжественное заседание тружеников села. Завтра основные мероприятия перейдут в Тес-Хемский кожуун, на местечко Калдак-Хамар. Там будут проходить различные конкурсы животноводов, смотры, конные скачки, награждения лучших чабанов-аратов.

могелер

Продолжение.

Первая загадка Кайласа

Чоок КайласВ Дарчене наш гид тибетец Наванг устроил нас в гестхаузе – в гостинице номера, которых обставлены только кроватями и кроватками. В них могут ночевать даже более десяти человек разных полов. За время путешествия по миру, в каких только гостиницах мы не проживали. В Экваториальной Африке – в джунглях Танзании мы жили в островерхих хижинах, на котором только жесткие нары, а чем укрываться – дело твое. В Южной Америке – в Аргентине гостиницы называются хостелом, в комнате могут быть более десяти нар, а в нем могут спать и женщины и мужчины вперемежку. На Эвересте с южной, непальской стороны, на тропе Лукла – Катапатаар живешь в лоджиях. Там в комнатах из досок кровати с легким одеяльцем и матрацом. Проживали мы и в «пятизвездном» отеле в Катманду. Называется она «Yak and Yeti» — «Як и Снежный человек». А в горах спим в палатках, бывало даже, несколько раз, как медведи в берлоге, под снегом ночевали, так было и на Аляске. Как эскимосы снежные дома «иглу» строили. В этом гестхаузе утром моешься старинным нашим – тувинским способом: набираешь воду в рот и, вплеснув ее в ладошки моешь лицо, руки. Но этому способу мытья в этом году будет конец. Перед въездом в Дарчен высились три башенных крана около новостройки многоэтажных отелей. Китайцы строят не просто быстро, а сверхбыстро, и в будущем году можно уже жить здесь в нормальных условиях со всеми удобствами.

Дарчен – означает буддийский флажок, а данном случае это одноэтажный городок с легкими домишками, построенные в одну главную улицу. А в них одни лавки и кафе. Есть рестораны. В одной из них под названием «Ресторан» мы пообедали. Хозяин этого ресторана ничего не имеющего разницы от кафе, ловко придумал название. Россияне, увидев русское слово, сразу идут сюда. В конце улицы началась подножие горы. Кайлас сверкал такой белизной, что я прищурил глаза. Мы видели все величайшие горы мира, бывали на их вершинах, они все покрыты белыми снегами, льдами, но такой белизны горы мы нигде не видели!
Что же нас ждет с завтрашнего дня на Кайласе? Вот какая подтаенная мысль сверлила наш мозг с утра. Но чудеса начались сейчас же на улице Дарчена. Дело было так.

Озеро с «живой водой»

DSCN3397На пятый день пути, как мы выехали из Катманду на джипах «Лендкрузер» по Транстибетской автомагистрали, не имеющей ни одной выемки, на всю длину почти 1000 километрового пути, наконец-то добрались до подножья горы Кайлас, до города Дарчен. Но радоваться еще рано. В другой группе россиян, которая поехала в страну Гугэ есть двое: хабаровец Абдулов и москвичка Лена, которых в прошлом году приостановили здесь, в Дарчене. Их группе китайские власти не разрешили совершить Кору вокруг Кайласа. С прошлогодней эверестской экспедиции мы знаем, что попасть в Тибет очень сложно. Буддистам и тем, кто везет фотографию Далай-ламу, у кого есть виза посещения Индии, въезд в загадочную страну запрещен. И потому наши нынешние ламы никогда не посещали Тибет, и тибетские учителя – в основном, они родом из Индии. Тогда, в прошлом году в конце мая, когда наша российская экспедиция успешно завершила свою цель – восхождение на высочайшую вершину мира – на Эверест – Джомолунгму, китайцы закрыли Тибет. При въезде в Тибет – Китай на наших загранпаспортах визу не ставят, мы въезжали по групповому списку. Нас обслуживала турфирма “Вгималаи”. И на этот раз также едем списком, которые китайские пограничники проверяют несколько раз на нашем длинном маршруте. И в последний раз перед въездом в город Дарчен. Завтрашний день даст нам окончательное решение, а пока не надо даже думать о таких вещах.