Архив за Сентябрь 2014

На Эльбрусе пропала близкий друг тувинских альпинистов

DSCN3940Информагентства России в эти дни предают о пропаже ингушской альпинистки Лейлы Албогачиевой. Рекордсменка России из Республики Ингушетия Лейла Албогачиева – единственная россиянка, которая дважды поднялась на вершину Эвереста (2012г, 2013г) с двух сторон: с севера, с Тибета и с юга, с Непала.  И на этот раз она хотела установить рекорд, только на Эльбрусе. Решила совершить двухсторонний Крест:  сперва взойти на обе вершины Эльбруса со стороны Кабардино-Балкарии, потом пройти в обратном направлении со стороны Карачаево-Черкессии. 17 сентября, после подъема на Западную (5642м) и Восточную вершину (5622м) она перестала выходить на связь. МЧС Республики Ингушетии и Кабардино-Балкарии начали поиск Лейлы. Погода испортилась: сильная метель, снегопад, нулевая видимость. Новгородские альпинисты случайно наткнулись на ее одежду, рюкзак, палки, телефон и фотокамеру на высоте 4700 м на Восточной вершине.   Лейла Албогачиева 12 раз поднималась на вершину Эльбруса, это была ее 13-ое восхождение. Министерство спорта Республик Ингушетия надеется, что она заблудилась во время тумана и пошла в сторону Карачаево-Черкессии.  На постоянной связи президент РИ  Юнус-Бек Евкуров.

DSCN3961Тувинские альпинисты встретились с Лейлой Албогачиевой во время экспедиции Эверест – 2012. Почти полмесяца с ней были в Непале, в Тибете: Лхасе, в Базовом лагере Эвереста (5200м). Она была сильной альпинисткой и взошла на Эверест (8848м) 19 мая 2012 г. И стала первым альпинистом Ингушетии, взошедшей на высочайшую вершину мира. В 2013 году она взошла на Эверест с юга, со стороны Непала. И первым ее в Катманду встретили тувинские альпинисты. Помогли ей послать информации в Ингушетию, в Москву через СМИ. 29 мая того года Албогачиева, тувинские и российские альпинисты участвовали в “Алмазном юбилее” – 60-летии первого восхождения человека на Эверест.

В этом году она намеревалась взойти на Эверест третий раз. Но невиданная трагедия на леднике Кхумбу (5200м) – ледовая лавина, унесшая жизнь 25 шерпов, закрыла путь на вершину всем экспедициям мира.

DSCN3951Тувинские альпинисты постоянно держали связь со славной дочерью ингушского народа – Лейлой Албогачиевой. Не далее,  как неделю назад она отправила нам по эмайлу свое “Послание правителям мира – против войны”. Альпинистской славы  у Лейлы хватает на века. Но женщин-альпинистов одиночек всегда надо беречь!

Эльбрус – фантастико!

(Главы из книги “5 высочайших  вершин 5 материков”)

P8220026  Когда солнце прогрело воздух, два моих арабских друга, растянув на палатку трехцветный в черно-бело-красную полоску флаг своей родины, сели на камни. Я включил свой цифровой диктофон и стал слушать тувинские песни. Сегодня ночью мы штурмуем западную вершину Эльбруса. Штурм начинается в 01.00 ч. Когда начнет светать, будем уже у Скал Ленца, а в 13-14 часов — на вершине. Затем спустившись, мы окажемся в этом лагере в 17.00 ч. Это нам разъясняет сейчас наш гид Андрей Воронин. Ровно в 0.00 ч он нас разбудит и мы, перекусив в столовой, выйдем на маршрут. А что, по ночам мы не ходили, что ли? На Килиманджаро тоже в 0.00 ч. на штурм вершины выходили. Ночное восхождение хорошо тем, что не замечаешь протяженности расстояния.

После обеда наш лагерь на 3800 метров накрыл туман. К вечеру пошел жидкий снежок. К 19.00 ч. я основательно подготовился к штурму и лег спать.

И вот ночью будит меня Андрей. В столовой — кают-компании я подкрепился только своим блюдом – далганом, это то же самое, что и цампа у тибетцев. В кипяток в термосе насыпал кофе и сахар. Ровно в 1.00 ч. ночи мы закинули штурмовые рюкзаки за спину и при свете налобных фонарей двинулись по моренным камням. Ни единого дуновения ветерка. Туман исчез. Звезды над нами, по-тувински говоря, все на месте. Я сложил ладони вместе перед собой и поклонился едва белеющему в темноте Эльбрусу. «Оршээ! – Будь милостив, пусть твоя погода не изменится!» На леднике мы, завязав кошки, связались основной веревкой. Впереди гид Андрей, за ним Тарек, потом Халил, а я в конце связки. Взгляд свой не отрываю от круга света на леднике, иду не спеша.

Классически на Эльбрус ходят со стороны Кабардино-Балкарии. Там созданы все условия для успешного восхождения. Но нынче в феврале там произошел теракт, взорвали, как передавали по СМИ, канатную дорогу. И все лето дорога на Эльбрус была закрыта. В начале августа я позвонил начальнику поисково-спасательной службы Эльбруса Борису Тилову. Он не обрадовал меня, сообщив, что режим КТО там все еще не отменен. Тогда-то я через Всемирную паутину-Интернет нашел московскую фирму «Выше радуги», которая водила альпинистов на вершину со стороны Карачаево-Черкесии. Инфраструктуры, как таковой, здесь не было, но все знакомое до боли: сервис минимальный, пеший подход до штурмового лагеря, совсем как, на нашей Монгун-Тайге (3976м).

Вперед, прекрасная Австралия!

(Главы из книги “5 высочайших вершин 5 материков”)

P1010254Кто бы мог подумать, что выйдешь на очередной штурм вершины тепленьким прямо из гостиничного номера, где нежился всю ночь на пуховой перине под мягким пуховым одеялом! – не переставали удивляться мы, поднимаясь в кабине четырехместного подъемника на высоту 1930 метров. Такую сказочную ночь мы провели в одном из отелей горнолыжного курорта Тредбо у подножия высочайшей вершины материка Австралия – г. Косцюшко. Оказывается, и в Австралии бывают зимы, снега. Тысячи австралийцев и туристов-горнолыжников со всего мира заранее бронируют в гостиницах Тредбо места на зимние месяцы – июнь и июль, чтобы скатиться по склонам этой горы. Поднявшись на подъемнике до высоты птичьего полета, мы под собой четко увидели трассу горнолыжного спуска. Деревья по обе стороны трассы были аккуратно срублены, тропы очищены. А горы здесь называются «Snou Maunt» — «Снежные горы». Качающийся на тросах подъемник напоминал нам корабль на волнах. Было все так романтично. Над нами светило яркое австралийское солнце. Внизу же под деревьями и высокими эвкалиптами блеяли овцы. Да, страна без овец, кенгуру уже не Австралия!

В Туве начался один из величайших праздников

DSCN5697Вчера в республике начался празднования 100-летия единения Тувы с Россией и 100-летие основания города Кызыла. Также эти праздники совпали с Наадымом – праздником животноводов. В местечке Тос-Булак около Кызыла раскинулся юрточный городок.Первое мероприятие – парад участников Наадыма, все участники в национальных ярких костюмах. Второе – открытие конкурса национальных юрт. Это традиционное мероприятие, кожуун победитель и призеры будут будут награждены. Вручали Сертификаты чабанам-тысячникам, кто вырастил более 1000 голов скота. Проходили соревнования по стрельбе из лука. Звучат национальные песни, мастера искусств лихо танцуют. Предприниматели в своих палатках предлагают гостям праздника национальные блюда, шашлык, плов, сувениры.

СТРАШНАЯ ГОРА СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ ПОД НАМИ

P5300132Лежа в спальном мешке, я тихо прошептал перед сном: «Великий Мак-Кинли! Исполни завтра нашу последнюю просьбу. Пусть небо твое колышется над нами шелком, а уж потом, воля твоя властвует над Аляской…»

Проснулся я в 7 часов утра и сразу спросил у Марианны:

— Как самочувствие?

— Головные боли исчезли. Все нормально.

— Вот так! Горняшка твоя улетучилась, совсем ее, как и не бывало, – обрадовался я. Ползком вылез из палатки и окинул взглядом небо. Оно было синее. Оршээ Хайыракан! Слава Богу! Значит, не зря мы не уставали поклоняться Хозяину Горы. На завтрак сварили рисовую кашу, а в термосы налили чай с сахаром. На ланч взяли изюм, курагу, плиточные шоколадки. Я внимательно сложил в пакеты все атрибуты, которые мы должны были поднять на вершине: маленькие государственные флажки на веревке, четыре разноцветных хадака, длинный оранжевый хадак с подписями сотен наших спонсоров. Какой бы ни была погода: будь то ветер или сильнейший мороз – все это мы должны поднять на вершине. А если погода будет устойчивая, то мы поднимем и полотнища, которые имеют большую парусность: флаг Тывинского государственного университета, герб Русского географического общества и другие атрибуты. Они легли на дно моего штурмового рюкзака серого цвета. Поверх них положил фотоаппарат «Олимпус» и цифровую видеокамеру. Что снимать-то на маршруте? Зря время и силы тратить. Достаточно все запечатлеть на вершине. Марианна положила свою видеокамеру в мой рюкзак, а фотоаппарат взяла с собой. Также я положил в рюкзак и запасную одежду. Сами же оделись во все термо и пуховки.

Пока мы собирались, с нижнего лагеря подошли Иван и Максим Молдовановы из украинской команды. Как они рассказали нам, вчера их руководитель Сергей Ковалев взошел на Мак-Кинли, и вчера же спустился в лагерь Jenet Basin на 4200 м. Мы были еще не готовы, и они, не дожидаясь нас, вышли на тропу. Перевал Денали был покрыт свежим снегом. «Пусть сильные, молодые парни проторят тропу», — про себя подумал я. Третий член нашей команды Володя Дюков собирается около палатки. Из маленькой палатки напротив вылез Герард Хаславски и тоже стал готовиться к штурму.