Эверест – Богиня-Мать мира

Главы из книги “ 5 высочайших вершин 5 материков”

DSCN0781Свернув с транстибетской автомагистрали, на придорожной дощечке мы прочли надпись «102 km». Значит, столько километров остается по грунтовой дороге до конца дороги, предположили мы. Хоть и грунтовая, но очень ровная, как будто разровненная грейдером дорога запетляла длинным арканом на подъем. Мы заметили, что китайцы при строительстве дорог в горах, подъемы делают пологими – серпантины у них очень длинные.

Наш китайский микроавтобус, не сбавляя скорости, вышел на перевал. И тут же в лобовом стекле открылся нам Эверест во всей своей красоте и величии! Он весь серебрился в конце ущелья на спуске. Наши два автобуса и джип оказались между низкими тибетскими домами. Тормознули. Из уст слышно: «Ронгбук, Ронгбук!» Так это же самый высокогорный монастырь в мире! Он стоит на высоте 5050м.

Перед поездкой на Эверест, по всей видимости, не случайно мне в руки попалась статья в одном из журналов о буддийском монастыре Ронгбук. Оказывается, Ронгбук притягивает к себе не только туристов. В первую очередь сюда едут люди со всего мира, разбирающиеся в космической энергетике. Они впитывают в себя колоссально сильную энергетику Эвереста. Мы вышли из автобусов, и тут же наперебой заработали видеофотокамеры. Рядом высился буддийский чортен. Над незабвенным монастырем на ветру развевались молитвенные флажки. Минут через десять мы снова двинулись в путь.

Вот он базовый лагерь Эвереста со стороны Тибета! Высота его 5200 метров. 17 апреля 2012 года мы остановились у желтых куполообразных палаток перед мореной. Александр Абрамов объявил: «Базовый лагерь!» Наш главный гид Юдон (Youdon), ее помощник Лонам (Lonam) прямо сейчас возвращаются в Лхасу. От имени тувинской команды мы выразили им благодарность за их заботу, которую проявляли они, начиная со встречи в аэропорту Лхасы, где они по буддийскому обычаю надели нам на шеи белые, длинные хадаки, до самого Базового лагеря. Мы вручили им свои презенты. Водители с интересом рассматривали наши буклеты о Туве, где на фотографиях паслись такие же яки, как и здесь в Тибете.

ПDSCN0870ервым делом я изучил местность, где обосновался базовый лагерь Эвереста с севера. Мы находились на дне ровного ущелья из галечника, шириной метров в 400. По обе стороны крепостью выступали высокие горы без снега. До последнего пограничного поста китайцев расстояние в 1,5- 2 км. На таком просторе свободно и тысячам палаткам, подумал я. Сюда можно приехать на любом виде транспорта, даже на велосипеде. Ниже наших палаток выстроились, как армейские, черного цвета палатки. Неизвестно с какой страны. Вдали то там, то здесь пестреют разноцветные палатки. Абрамов объяснил, что сейчас здесь команды 20 стран. В нашем, российском лагере стоят большая, продолговатая желтая кают-компания – столовая, почти такая же кухня, палатка – теннисный зал и Интернет, кинозал, санчасть, три палатки-туалета, палатка-баня и 24 двухместных палаток для альпинистов. В каждой палатке расположились по одному альпинисту.

К нашему приезду обед уже был готов. Мы тут же взялись за ложки, вилки в кают-компании. В таком случае у нас говорят, лошадка у нас упитанная. Всего поваров 5 человек, главный шеф-повар – тибетец с косичками. Нас будут обслуживать 16 шерпов-тибетцев, сообщил нам руководитель Абрамов. Разнообразных блюд на столах не счесть, что человеку с таким маленьким желудком, как я, можно было насытиться, образно говоря, только понюхав их аромат.

Двухместная палатка для одного человека была настолько просторной, что я раскидал в ней всю одежду, чтобы каждый раз не лазить в рюкзак. Вообще-то я — Кабан, а как водится, дикие кабаны всюду роют, разворачивая почву. Потому в местах их обитания остаются одни рытвины. На какой бы должности я не работал, всегда у меня на столе бардак. Но нужную бумагу всегда нахожу в темпе.

Переодевшись, я пошел к Абрамову, который живо разговаривал с незнакомым нам человеком. Подошел, а тот заулыбался, так это же Ковалев! Сергей Ковалев – президент Донецкой федерации альпинизма, мастер спорта международного класса. Мы с ним встречались два года назад на Мак-Кинли, в лагере 4200. Мы радостно обнялись. Действительно, мир тесен! Он приехал с тремя украинскими альпинистами на Эверест. Вот это да! Я сразу сообщил эту приятную весть устроившейся напротив Марианне. Она ведь тоже встречалась с нашим украинским другом.

DSCN0365Вот мы и перед Сагарматхой – Джомолунгмой (Qomolangma) – Эверестом, по-тибетски перед Богиней – Матерью Мира в составе российской команды «Эверест -2012». Нас в команде трое: я, Мачук Томочаков, Марианна Сурунчап. К сожалению, мы приехали не на штурм Эвереста, а на разведку. Подвел нас Его Величество Финансы. Для нас троих расходы на восхождение составили бы около 5 миллионов рублей. Много спонсоров нам помогало: помощь шла от населения и из США, Монголии, но этих денег хватило только на разведку для всей команды. Увидеть Эверест даже с базового лагеря – это великое счастье, посчитали мы. Далекий путь до Базового – даже это было для нас открытием: Непал – Катманду, Лхаса и его буддийские святыни – Потала, Джоконд, Ташилунпо и, наконец, Ронгбук. С Тибетом близко знакомы были наши предки лет 100 – 200 назад, потому много схожего в наших культурах. Их черты лица те же, носят такие же шубы, как и у нас. И едят они жареную, толченую муку ячменя – цампо, по-местному, что тоже до недавних пор было нашим ежедневным блюдом. Женщины заплетают волосы так же, как и наши бабушки. Только язык у них совсем другой. Это мы заметили сразу и удивляемся сейчас.

DSCN0444   Российская команда «Эверест -2012» внушительная, нас 24 альпиниста. Руководит Клубом «7 вершин» и организует экспедиции на высочайшие вершины 7 материков планеты в Москве Александр Абрамов. На этот раз восхождение нацелено на высочайшую вершину Азии, на третий высотный полюс – на Эверест. У него на эту вершину 4 восхождения, конечно же, есть и все 7 вершин. Только Эльбрусов у него более 50. Его супруга Людмила Коробешко возглавляет команду «Альпари 300». И у нее все семь вершин в активе. Возглавляемая ею команда задалась целью – в течение 300 дней взойти на все 7 вершин 7 континентов. Нынешний Эверест для них пятая вершина. В ее команде: Иван Душарин – мастер спорта международного класса, у него 3 Эвереста; Макс Шакиров тоже имеет Эверест, к тому же он рекордсмен мира, более 10 лет Новый год встречает на какой-нибудь вершине мира. Вторая команда — из Республики Ингушетия. У них своеобразная задача. В этом году Ингушетия отмечает свое 20-летие, и их команда должна водрузить флаг республики на вершине Эвереста. До этого команда поднялась на Килиманджаро и Аконкагуа. А про Казбек и Эльбрус и говорить нечего, это как наша Монгун-Тайга для них. Руководит командой ингушей Весан Юсупов – четырехкратный мастер спорта СССР по вольной, классической борьбе, самбо и дзю-до. На его счету вершины Казбека, Эльбруса, Килиманджаро и Аконкагуа. Главный тренер команды – четырехкратный «Снежный барс», заслуженный мастер спорта Сергей Богомолов из Саратова. Он является единственным россиянином, на счету которого 13 «восьмитысячников» мира, кроме Чогори – К-2 (8641м). Старший тренер команды полковник Владимир Кореньков – мастер спорта международного класса, у которого одно восхождение на Эверест, а про другие вершины и говорить нечего. Иван Душарин – мастер спорта международного класса, вице-президент Федерации альпинизма России, у которого 3 Эвереста. В команду приглашен Азнор Хаджиев из Кабардино-Балкарии. Он спасатель МЧС, на его счету 44 Эльбрусов. Члены команды: Муса Хадзиев, Магомед Аушев, Лейла Албогачиева имеют те же вершины, что и Юсупов. Далее, в команде известнейший мореплаватель, путешественник Федор Конюхов – заслуженный мастер спорта, художник, писатель, священник. Если перечислять его титулы, то не хватит и страницы. Его напарник Василий Зайцев из Первого образовательного телеканала был с ним в путешествиях на собаках по Гренландии, на верблюдях по Эфиопии. Есть перебуржцы Кирилл Муравьев, Сергей Щеколдин. Семен Деяк из Москвы. Из Комсомольска — на –Амуре Игорь Кадочин, у которого на счету Эльбрус, Аконкагуа. Из иностранцев американцы Натан Шнейдер, Джо Пратт, известный в мире гид — ирландец Ноэль Хана – супермарафонец, у которого 5 Эверестов. Если сложить их опыт восхождений на мыслимые и немыслимые вершины планеты, то их хватило бы на всю историю альпинизма до наших дней. Среди таких известнейших альпинистов чувствуешь себя, этаким, «Тигром снегов».

По нашему установленному обычаю, в первый же вечер мы на плоском камне разожгли костерок. Дровишки-карандашики я привез из Кызыла. Нашим коллегам было очень интересно, как мы будем совершать обряд освящения Горы. Когда костер разгорелся, Марианна положила на него понемногу разной еды. А я на родном языке просил Джомолунгму-Эверест-Хайыракан, чтобы он дал возможность взойти на ее вершину российской команде, припрятав своих верных слуг: ветер, снег, холод в самую глубокую пещеру. Смысл слов был почти таким же, как на Мак-Кинли. Я слова никогда не заучивал. Они сами приходили в голову. Вокруг нас в темноте сверкали вспышки фотовидеокамер наших друзей. До Тибета мы думали, что мы одни совершаем обряд поклонения духам гор. Оказывается, в Гималаях, особенно на Эвересте, этот буддийский обычай соблюдают все альпинисты мира без исключения.

DSCN0417Поклонение духам гор начинается с самой Лхасы, с посещения Поталы, входящей в Книгу всемирного наследия ООН. Наш гид Юдон повела нас по сумрачным комнатам Дворца Далай-лам 1000-комнатной Поталы в 14 этажей. Сколько здесь было буддийских сокровищ! И везде горели лампадки: десятки, сотни, тысячи. Отовсюду смотрели на нас таинственные лики Будд. Мы в знак поклонения им подносили юани, доллары. В одной из темных комнат слышу голос Абрамова впереди: «Насколько вы сделаете подношений от чистого сердца, настолько будет у вас шансов подняться на Эверест». Я понял, что неспроста руководитель «7 Вершин» начинает путь на Эверест с самых известнейших монастырей Тибета. Потом мы посетили главный монастырь Тибета Джоканд, далее монастырь Панчен-лам — Ташилунпо в Шегадце и еще один в Шегаре. И там мы поклонялись Буддам, поднося юани, доллары. Наши души постепенно втягивались в мир Тибета, в мир буддизма. Не зря говорят, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И венцом этих поклонений является Пуджа. Заранее скажу, что Пуджу мы совершили после прихода из первого лагеря АВ. Эту церемонию совершают так.

DSCN1100Приглашается в лагерь тибетский лама. Около заранее установленной пирамиды камней он, сидя на своем коврике, зажигает костер из можжевельника, задабривает огонь разными блюдами, читает сутры. Лама просит у Хозяина Чомолунгмы, чтобы он услышал их просьбу о хороших погодных условиях. Боги на вершине Горы угощаются подносимой едой, складываемой в ритуальный костер и разбрасываемой ламой в 4 стороны света. В это время все члены экспедиции, носильщики, гиды, повара стоят за ламой полукругом. Чтение ламой сутры занимает не менее четверти часа. Затем тибетцы на шесте растягивают молитвенные флажки, закрепляя один конец на земле камнями. Потом помощники ламы – тибетцы раздают нам, кладя прямо в ладони цампу и, мы за ламой произносим священное слово на тибетском, повторяя его движения, поднимаем и опускаем кулаки с цампой. После чего все разом раскрываем ладони. Жаренная и толченая мука из наших рук пылью проносится между нами. Далее, мы все по кругу пьем чай, угощаясь мучными блюдами. Затем главный шерпа – Мингма Шерпа вручил хадаки своим землякам-гидам. Ему 32 года, и он восходил на Эверест 8 раз. Воодушевленные гиды-тибетцы с белыми хадаками на шеях стали исполнять тибетский ритуальный танец мужчин. Я понял, если кто-нибудь из альпинистов пренебрежет Пуджей, считая, что он — человек цивилизованный, то наверняка, будут с ним очень серьезные проблемы. Хорошо что, если он не возьмет вершину и возвратится в лагерь живым. А вдруг там, на космической высоте твоя жизнь будет висеть на волоске, потому кто откажется от такой безобидной церемонии, подумал я. Мы здесь все зависим от капризов матушки-природы, Матушки Эвереста – Чомолунгмы.

Со следующего дня началась подготовка к восхождению. Сначала сходили на экскурсию, на холм неподалеку. Это была Аллея памяти. Здесь размещалось множество памятных досок, мемориальных плит погибшим альпинистам на Джомолунгме, на которых былиDSCN0966 высечены имена молодых парней и женщин, навечно оставшихся в снегах и льдах Богини Матери Земли. Здесь также стоит двухметровая гранитная стела, на которой написано на китайском и английском, что в 2009 году отсюда с помощью теодолита определена отметка вершины Джомолунгмы. Прибор зафиксировал, что высота Чомолунгмы 8844,43 метра. Кружочек внизу, где стоял геодезический прибор, был забетонирован. Сергей Богомолов и Владимир Кореньков в одной из сферических палаток проводили занятия с ингушской командой по видам страховки. На следующий день они занятия провели уже на практике, на леднике неподалеку, где мы встретили легенду польского альпинизма Зигмунда Бердиховски. Врач экспедиции Сергей Ларин провел поголовно медосмотр: кровяное давление, пульс, содержание кислорода в организме. Все получили допуск, только Семен Деяк из-за выраженных проявлений сипмтомов горняшки был отправлен вниз в городишко Джангу. 5300 метров – это достаточно серьезная высота. Мы ведь с Катманду на уровне 1400 м сразу же самолетом перенеслись на 3600 м Лхасы. А это немалый перепад атмосферного давления. Не зря в каждом номере 4-х звездного отеля Лхасы, где нас разместили по приезду, были расставлены кислородные баллончики, и в холле отеля стояли большие стальные кислородные баллоны. Постепенная акклиматизация до Базового лагеря Эвереста снизила степень риска гипоксии. Но любые резкие движения сказывались тут же на дыхании, оно учащалось, и в глазах темнело. Не зря врач Сергей Ларин нам советовал, что движения нужно делать плавные, неспешные.

DSCN0911Назавтра после полудня наша команда поднялась на морену за лагерем. Эверест на расстоянии 6-7 км был окутан тучами. Мы достали из рюкзака молитвенные флажки, врученные нам нашим населением. Их общий вес составил около 11, 5 кг, а количество их было более 300. В нем расписались более 10 000 человек с пожеланиями, чтобы их дух поднялся до высоты Эвереста – Джомолунгмы. Мы нашли пирамидальную кучу камней. Это и есть то, что надо. С вершины пирамиды протянули во все стороны бельевые веревки. На них привязали молитвенные флажки. Сначала, конечно, провели соответствующий обряд в таких случаях. Марианна разлила в чашу молоко из пакета, я стал разбрызгивать ее в стороны света со стихами-благопожеланиями. Мачук повязал первый флажок. Весь ритуал занимал не менее двух часов. И вот под Эверестом появилась тувинская оваа – одно из культовых шаманских сооружений.

К сожалению, комментарии закрыты.